Работа в летной отрасли кажется романтичной и беззаботной, но не все так сказочно, как кажется со стороны. Авиадиспетчеры несут колоссальную ответственность за жизни людей не только в воздухе, но и на земле.
Пассажир ничего не видит
Пассажиры улавливают лишь малую долю всего объёма работы авиадиспетчера. Как и на земле, в небе бывают «пробки», но сложность решения таких ситуаций в том, что самолет летает и не останавливается до посадки, именно поэтому в ожидании разрешения на посадку воздушное судно летает кругами. Каждый аэропорт оснащен специальными вышками с хорошим обзором взлётно-посадочных полос, где располагаются диспетчера, которые отвечают за взлет, посадку, руление и прочие важные процессы.
На территории каждого аэропорта есть центр управления, где и сидят авиадиспетчеры, которые управляют самолетами, которые набрали высоту в небе. Один из таких диспетчеров контролирует прилеты и отлеты самолетов. Так как в крупных аэропортах этот показатель высокий, прилет-отлет воздушного судна осуществляется каждые 2-3 минуты. При малейшей задержке рейса может собраться очередь на посадку или взлет, а такое положение требует от диспетчеров быстрой и четкой работы.
Заторы в воздушном коридоре
Планирование в авиационном деле — очень важный процесс, как и в любом другом. Но ошибка в небе может привести к непоправимым последствиям. Как правило в определённом воздушном коридоре не может находиться больше двадцати воздушных суден, но иногда случаются накладки из-за погодных условий или специального рейса. Такие ситуации решают авиадиспетчеры с земли опираясь на показатели самолетов в небе и свои специальные компьютеры.
Непростая работа
Как и во многих предприятиях авиадиспетчеры выходят в разные смены, как правило из три, как на заводе с отсыпными и выходными после ночной смены. Каждая смена начинается с обязательного осмотра у врача и подробного инструктажа. Учитываются метеорологические условия, а также проходят ли военные или учебные полеты. Рабочее место авиадиспетчера представляет собой экран и панель управления с различными пультами, так же имеется две пары наушников, так как для точной работы необходимо два человека. Один получает сведения от пилотов, второй отвечает за анализ ситуации в целом. Так как работа авиадиспетчера крайне напряженная, то существует обязательное условие отдыха через каждые 120 минут на 15-20 минут.
Пилоты — тоже люди, но с железным стержнем.
Каждый пилот, несмотря на железную выдержку, имеет свой особенный характер, поэтому авиадиспетчер должен найти общий язык с каждым. Самолетом всегда управляют двое: командир и второй пилот, которые сами решают кто говорит с наземным центром управления. Центр управления и борт общаются между собой на русском или английском, все владеют высшим уровнем английского, а обращение происходить исключительно по позывным.
Форс-мажор
Бывают случаи, когда происходят непредвиденные ситуации, в которых нужно принимать моментальное и быстрое решение, так как с первых дней работы каждый понимает, что несет ответственность не за маленькую точку на экране, а за рейс, в котором может быть, как 200, так и 400 человек. Главное в работе диспетчера — это стрессоустойчивость. Благодаря новым технологиям гораздо меньше сложных ситуаций в небе, так как компьютеры помогают определить возникшую проблему на начальном этапе.
Форс-мажор — это не только опасное сближение самолетов, но и захват борта. Для того чтобы решить без потерь, каждый авиадиспетчер проходит тренировки и специальный инструктаж, который не принято разглашать в целях безопасности.
Конечно, как и в любой профессии, у авиадиспетчеров бывают ошибки или погрешности, но, по статистике, они крайне малы и незначительны. Например, расстояние между летящими самолетами должно превышать 10 000 метров, примерно 1 раз на 10 000 рейсов самолеты сближаются на менее безопасное расстояние. Но как правило это не грозит серьезной опасностью, так как авиадиспетчер следит за всеми движениями борта и вовремя дает сигнал пилоту.
А вы узнали что-то новое об авиадиспетчерах?