Какие причёски носили красавицы Китая, Японии и Европы в период Средневековья?
В то время, когда средневековые дальневосточные красавицы вовсю крутили узлы и петли, волосы европейских женщин «отдыхали». Христианская эпоха поощряла скромность, а священники грозно обрушивались на чрезмерные попытки приукрасить «данный Богом» облик.
В Римской империи царило буйство женских причёсок. На другой стороне Евразии укладка волос была не менее вычурной. Законодателем моды на Дальнем Востоке был Китай, влияние которого особенно ощущалось в Японии.
Идеальные волосы красавицы Поднебесной должны были быть чёрными, прямыми, гладкими и достаточно длинными. Последнее качество являлось особенно важным, ведь китайская причёска была объёмной с обилием тяжёлых узлов и петель. Копну волос зачёсывали вверх и закрепляли на темени или затылке в один или несколько тугих буклей. Чтобы конструкция не распадалась, использовали разнообразные ухищрения — клейкие валики, шпильки, гребни… Иногда часть прядей оставляли свободными и спускали вдоль ушей, наподобие длинных пейсов.
Создание такой причёски порою занимало полдня, поэтому китаянки и японки берегли её трепетно, а ложась спать, подкладывали под шею специальный валик (тот ещё отдых!).
В X веке японки устали от китайской моды и вернулись к более естественной причёске. Волосы лишь слегка скручивали у висков, а далее они стройным водопадом струились по спине — чем ниже, тем лучше. Иногда в районе лопаток их слегка перехватывали — на манер длинного «конского хвоста». Правда, и это «сокровище» приходилось лелеять — постоянно расчёсывать, а во время сна укладывать в специальную коробочку (чтобы пряди не спутались).
Впрочем, к XVII веку хитроумные китайские причёски вновь вернулись в Японию, пока их не вытеснила европейская глобализация. Сегодня традиционную причёску можно увидеть лишь у гейш или на национальных праздниках…
В то время, когда средневековые дальневосточные красавицы вовсю крутили узлы и петли, волосы европейских женщин «отдыхали». Христианская эпоха поощряла скромность, а священники грозно обрушивались на чрезмерные попытки приукрасить «данный Богом» облик.
Например, архиепископ Кентерберийский объявил осветление волос нечестивым занятием. А Этьен де Бурбон вспоминал, как один священник учил свой приход гнать из церкви любую «крашенную сучку», бросая в неё отбросами и восклицая: «Изыди, рыжая, с ядовитой шкурой!» Не везло даже тем, у кого рыжий цвет был натуральным — слишком яркая красота сразу вызывала подозрения в ведьмовстве.
Поначалу у приличной средневековой девушки выбор был невелик. Незамужние носили свободно распущенные длинные волосы, которые украшались обручем или венком. Замужние завивали волосы в косы и прятали эту красоту под накидками или платками.
В XII веке, с расцветом «куртуазной культуры», женская красота вновь отвоёвывает себе место под солнцем. На голове ещё носят лёгкие покрывала, прихваченные обручем, но они уже не скрывают две роскошные косы, которые демонстративно свисают спереди. В косы вплетают ленты, окутывают их в шёлк, а концы украшают наконечниками. Те, кому с длиной кос не повезло, используют накладные волосы.
Но вот парадокс: в XIV веке старый обычай скрывать волосы постепенно сам стал модой. Главным украшением женской головы теперь являются не причёски, а головные уборы — крупные и причудливые. Это и украшенные вуалью конусообразные эннены, высота которых достигала метра (недаром мужчины шутили, что среди модниц они чувствуют себя «жалкими кустиками в лесу»). И объёмные чепцы в виде паруса или «сахарной головы». И «эскафьоны», имеющие форму разлатых рогов (под ними скрывалась аналогичная причёска из двух скрученных над ушами кос).
При этом из-под головного убора не должен был выглядывать ни один волос. Всё лишнее тщательно выбривалось или выжигалось негашёной известью. Чем «чище» и выше был лоб женщины, тем красивее казалось её лицо. Именно для этой цели женщины стали начисто сбривать брови. В цене была и грациозная «лебединая» шея, поэтому затылок тоже выбривался (иногда до середины).
Есть предположение, что эти каноны красоты возникли не случайно, а потому, что у чахлых средневековых аристократок волосы начинали выпадать слишком рано…
Высокие лбы и безбровость продолжали цениться и после того, как волосы вырвались на свободу. Достаточно взглянуть на «Мону Лизу» Да Винчи — шедевр эпохи Реннесанса. Однако цвет волос Моны Лизы не был писком моды того времени. Вспомните Беатриче Данте или красавиц Ботичелли — все они светловолосы. В Венеции XVI века мода на золотистый цвет была такая, что на улицах нельзя было встретить ни одной брюнетки.
Для придания модного цвета волосы смазывались специальным составом. После чего на голову надевалась солана — специальная шляпа без тульи, но с широкими полями, на которые женщины раскладывали локоны и подставляли их солнцу. Для этой процедуры на крышах Венеции даже устраивали специальные беседки.
Философ Агостино Нифо «Трактат о красоте и любви» 1539 г.:
«Волосы тонкие и светлые, похожие то на золото, то на мёд, сияющие подобно солнечным лучам, вьющиеся, густые и длинные, рассыпанные по плечам волнами».
Времена Реннесанса вернули в моду сложные причёски, где косы и локоны причудливо переплетались, закалывались и обильно украшались вуалями, лентами и особо милым сердцу итальянок жемчугом. Чаще всего часть волос поднималась и завязывалась в высокий пучок, а часть свободно ниспадала на плечи. Остаются в моде и косы — толстые и длинные.
Монах валламброзаского ордена Аньоло Фиренцуола, трактат «О красоте женщин», 1540:
«Ценность волос настолько велика, что если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной…».
Как видите, красоту женских волос начали воспевать даже монахи…
В XVI веке широко распространяется испанская мода — одновременно чопорная, помпезная и строгая. Под стать широким испанским воротникам и причёски — тяжёлые, пышные, сложные, богато украшенные и состоящие из мелких рядов часто завитых локонов и косичек. Впрочем, зрелые испанки укладывали волосы более скромно — расчёсывали на прямой пробор, спускали вдоль щек, а сзади укладывали в шиньон.
Одна из характерных причёсок той эпохи хорошо знакома нам по портретам английской королевы Елизаветы: её венчает настоящее облако высоко приподнятых, пышно взбитых и искусно пришпиленных волос.
В начале XVII века моду на причёски начинает задавать Франция. Но об этом — в следующей статье…