Как женщины впервые в истории массово остриглись «под мальчиков»? Женские причёски 1920-40-х годов
Короткая женская причёска была модной ещё среди дам послереволюционной Франции. Однако в 1920-е годы эта тенденция стала невероятно массовой. Часть общественности поначалу очень болезненно отреагировала на исчезновение длинных волос. Поэтому борьба женщин за право носить короткую причёску была не менее яростной, чем борьба за избирательные права. Короткие стрижки объявляли безнравственными и уродливыми, писали, что они разрушают семьи и даже приводят к облысению и головным болям.
Конечно, короткая женская причёска была знакома миру и до Первой Мировой войны. Я уже упоминал стрижку «а-ля Тит», модную среди дам послереволюционной Франции. Однако вплоть до начала 1920-х годов эта тенденция никогда не была массовой. В начале XX века вызывающе короткие причёски могли позволить себе лишь отдельные актрисы да оригиналки.
Считают, что первую короткую женскую стрижку сделал французский парикмахер Антуан де Пари ещё в 1909 году. Вдохновил его на это образ Жанны Д’Арк, которая, как известно, подстриглась под юношу, чтобы было удобнее воевать с английскими оккупантами.
Однако настоящий фурор произвела спустя год американская танцовщица Ирен Касл. Она появилась на публике с причёской, которую позже назовут «боб» — округлой и такой короткой, что была видна шея. Хотя Касл потом призналась, что настоящей причиной «пострига» было пребывание в больнице, вскоре за ней последовали и другие прогрессивные модницы того времени (вроде Габриэль Шанель, у которой тоже была своя история про локоны, опалённые у газовой плиты).
В 1917 году французский поэт Поль Моран записывает в своём дневнике: «Вот уже три дня в моде короткие прически для женщин. Все ей следуют, вдохновляемые мадам Летейе и Шанель…».
Тяжёлые будни Первой Мировой вообще сильно изменили женщин. Заменив воюющих мужчин на производстве, они стали всё чаще обрезать свои длинные волосы — поначалу исключительно в практичных целях. Одновременно женщины становились всё более самостоятельными и самоуверенными.
А в 1920-х годах стало казаться, что газовая колонка Шанель опалила весь мир. Вместо изнеженных и фигуристых дам-цветов на улицах появились худощавые и плоские девушки с короткими стрижками. Они были активны и сексуально раскованны, курили и энергично танцевали новые модные танцы вроде чарльстона и фокстрота. Об этом эмансипированном поколении и была написана повесть В. Магеритта «Le Garcon» (фр. «Мальчик»).
В результате слово «Гарсон» стало нарицательным для всего стиля, в первую очередь — для причёски (в Германии её называли «бубикопф» — «голова мальчика»). Короткие волосы могли быть слегка завиты, а могли иметь чёткие геометрические линии и низкую чёлку (такая чёлка позволяла ярче выделить глаза — основной акцент облика того времени). В итоге причёска иногда напоминала надетый на голову шлем (как у Луизы Брукс — звезды немого кинематографа).
Сначала короткие причёски носили только юные девушки, но потом подтянулись и барышни постарше (тем более что такая стрижка изрядно их молодила). Страдали разве что натуральные блондинки — ведь в 1920-е годы модным цветом волос был только тёмный.
Часть общественности поначалу очень болезненно отреагировала на исчезновение длинных волос. Поэтому борьба женщин за право носить короткую причёску была не менее яростной, чем борьба за избирательные права. Короткие стрижки объявляли безнравственными и уродливыми, писали, что они разрушают семьи и даже приводят к облысению и головным болям.
Ф. Скотт Фицджеральд «Волосы Вероники»:
«- Как по-вашему, мистер Чарли Полсон, не обрезать ли мне волосы?
Чарли оторопело поглядел на нее.
— Почему вы спрашиваете?
— Я как раз подумываю об этом. Нет проще и вернее способа обратить на себя внимание. …Видите ли, я хочу стать роковой женщиной, — невозмутимо заявила она, а далее сообщила, что короткая стрижка — первый, но необходимый шаг на пути к этой цели.
…- Вы так верите в короткую стрижку? — спросил Д. Рис по-прежнему вполголоса.
— Я думаю, что она подрывает устои, — серьезно подтвердила Вероника".
В ответ на критику некоторые дамы писали целые трактаты.
Певица Мэри Гардэн, из статьи «Зачем я постриглась»: «Стрижка — это состояние ума, а не просто способ что-то делать с волосами… Я думаю, что длинные волосы — это еще одни оковы, которые сбросили женщины на пути к свободе».
Были среди женщин и оппоненты короткой стрижки. Актриса немого кино Мэри Пикфорд в пику своей тёзке опубликовала в 1929 г. статью «Почему я не стригусь», но вскоре после этого… тоже постриглась.
В 1930-х мода вновь становится более женственной, а волосы постепенно удлиняются, закрывая шею и спускаясь до плеч. Большинство женщин делает косой пробор и завивает локоны чёткими зигзагообразными волнами (благо, перманентная завивка уже вошла в обиход). На смену темноволосым «девочкам-мальчикам» приходят шикарные платиновые блондинки, активно пропагандируемые кинематографом.
Первой знаменитой «блонди» Голливуда стала Джин Харлоу. Говорят, так сильно осветлять волосы она стала, чтобы увеличить высоту низкого от природы лба. «Платиновый» цвет и уложенная аккуратными мягкими волнами чёлка стали образцом для подражания. Вскоре ряды киноблондинок пополнили Марлен Дитрих, Мэй Уэст, Любовь Орлова и прочие «звёзды» 1930-х.
Не отставало и остальное население. Владелец кинокомпании и опекун Харлоу — Говард Хьюз — даже открыл в США клубы «Платиновая блондинка» и назначил приз в 10 тыс. долларов тому парикмахеру, который сможет создать краску для волос такого же оттенка, как у Джин. В результате многие дамы в попытках соответствовать моде напрочь испортили свои волосы гидроперитом (при большой концентрации он приводил не к осветлению, а к облысению).
К началу 1940-х в моду снова входят длинные пряди волос. Их то завивают в локоны «а-ля Мальвина», то заплетают в косы, которые затем обвивают вокруг головы или укладывают от уха до уха «корзиночкой».
Ещё одна длинноволосая причёска обязана своей популярностью Веронике Лейк — американской кинозвезде сороковых годов (именно с неё частично срисован образ мульти-пульти-секси-красотки из к-ф 1988 года «Кто подставил кролика Роджера»). Свои роскошные белокурые волосы актриса слегка завивала на концах и расчёсывала на боковой пробор. Как-то во время одной из фотосессий непокорные пряди упали и закрыли Веронике один глаз. Вышло очень игриво.
Новую причёску прозвали «пикабу» (от англ. «Peek a boo» — игра в прятки), и она стала столь популярна, что во время войны правительство США даже попросило актрису сняться в специальной соцрекламе. Там Вероника недвусмысленно показывала, как длинные волосы работницы завода застревают в станке.
Восторг вызывали и роскошные крупные локоны рыжей красавицы Риты Хейворт, эффектно продемонстрированные в к-ф «Джильда» (1946). Некоторые даже считали, что следующий фильм с участием актрисы — «Леди из Шанхая» — провалился именно из-за того, что режиссёр убедил её подстричься и перекраситься в блондинку.
Однако самая характерная причёска 1940-х выглядела так: надо лбом делался валик, букли или завивка, а остальная масса волос собиралась сзади в пучок, который иногда укладывали в сетку.
Взять хотя бы «Завитки Победы» («Victory Rolls»), которые популяризовала в середине сороковых Бетти Грейбл — актриса, танцовщица и звезда «пин-апа». Её чёлка была высоко поднята и завита в две трубочки — концами внутрь. Создавалось впечатление, что внутри завитков до сих пор находятся бигуди. Остальные волосы тоже завивались, убирались назад и либо частично распускались, либо прихватывались яркой заколкой или бантом.
Причёски с обилием завитков, поднятых надо лбом, продержались вплоть до конца 1950-х.
Продолжение следует…