Есть ли место религии в современном мире?
Есть ли в современном мире место религии? У этого социального явления есть как противники, так и сторонники. Есть плюсы и минусы, которые часто не абсолютны по своему содержанию и доказательным примерам. Применить какие-либо из этих минусов или плюсов возможно только к конкретным религиозным течениям, увязанным на время и место.
Научные теории, новомодные гаджеты, высокие скорости передачи информации, социальная инженерия и многое другое — это все составные части современного общества. Люди успели практически досконально исследовать Землю, выйти в космос, в общем, достигнуть таких высот, какие еще и не снились несколько веков назад. Так есть ли в нынешнем мире место религии?
С одной стороны, в век информационных технологий, как могут многие заявить, нет места религии, она уже давно потеряла свою актуальность — это точка зрения атеистически настроенных людей. Во многом они правы, но стоит ли так категорично списывать со счетов то, что веками было неотъемлемой частью сотен миллионов людей? Казалось бы, нет ничего проще, чем четко следовать развитию науки и попутно отвергать опыт предыдущих поколений, не так ли?
Стоит посмотреть на религию с точки зрения атеиста, найти минусы и озвучить их. Собственно говоря, эти минусы уже давно обозначены:
1) активное препятствование развитию науки, но, стоит заметить, что такое положение дел длилось недолго по историческим меркам и не являлось обязательным атрибутом всех мировых религий;
2) гонения на инакомыслящих, но, опять же, конкретные случаи сильно привязаны к географии и историческим периодам;
3) религиозные войны, которые актуальны и по сей день, правда, стоит обратить внимание на современные аспекты и подоплеки, например, радикальность той или иной ветви какой-либо религии.
По каждому из трех пунктов (которых может быть и более), как было замечено, есть свои оговорки и исключения.
А теперь рассмотрим религию с точки зрения людей верующих через призму полезности:
1) несомненно, главным плюсом являются нормы морали, которые оформились в стройную систему именно в религиозной среде и частенько влияют на весь социум в рамках отдельного региона или целых стран, но с одной оговоркой: эти нормы с некоторого времени вполне могут существовать в отрыве от «родителя»;
2) религиозная вера подстегивает людей совершать героические поступки ради общего дела или большой цели, но и тут есть яркие и наглядные примеры веры во что-либо без привязки к религиозным координатам, благодаря которой происходили немыслимые, не первый взгляд, свершения;
3) основная масса религиозных течений несет в себе сильную дисциплинарную составляющую, которая не только дополняет нормы морали, но и распространяется на другие сферы жизни отдельно взятого человека, в том числе и те, которые непосредственно с религией не связаны.
Как плюсы, так и минусы имеют свои особенности, которые не позволяют однозначно и категорично оценивать религию в общем. Каждый из пунктов, если отбросить оговорки, можно применить для оценки только конкретного религиозного течения в рамках какой-либо религии и только в определенных географических и/или исторических реалиях.
Какие выводы можно сделать? Может, стоит списать религию в утиль исходя из оценок частных случаев ее негативного проявления? А может, превознести до небес, ориентируясь только на ее положительные качества, которые, к слову, присущи не только ей одной?
Ошибкой будет как полное удаление религии из жизни людей, так и возведение оной в абсолют, но место в современном мире ей точно найдется. Исключением могут быть разве что религиозные секты. Но это уже совсем другая история.