Как фальсифицировали историю? На примере гармони

Собеседник, погулявший по Европе, возненавидел русских. Он провел 10 дней в экскурсиях и узнал великое множество фактов о преступлениях предков. Я терпеливо выслушивала бесчисленные доказательства подлости русских, поскольку бессмысленно противопоставлять мнение фактам. Но вдруг прозвучало заявление, на которое я смогла ответить точными датами и именами.

Это было обвинение в том, что наши бомбардировщики сожгли Дрезден. Да-да, знаю, Дрезден горел, 13 февраля 1945 года это было, летчику в Лондоне памятник поставлен. Артуром Харрисом звали «героя».

После недолгого ошеломленного молчания собеседник стал утверждать, что мы врём во всем. Приписываем себе достижения, которых не было, заявляем первенство в том, в чем были на последнем месте, жалкие подражатели. И опять множество фактов заставило молчать. До тех пор, пока не заявил, что даже наш как бы национальный инструмент гармошка — это изобретение немцев.

А я как раз увлеклась феноменальной особенностью гармони — смещенным рядом клавиатуры, отчего между соседними кнопками появились довольно большие интервалы кварты, а между отдаленными — малые интервалы секунды, кроме того при одних и тех же движениях пальцев от каждой клавиши играется новая мелодия, это же бесконечный материал для исследования. Мне хотелось узнать, кто это придумал, и потому история гармони была изучена довольно подробно. Услышав совершеннейшую чушь, я загасила собеседника таким же дождем фактов, каким до тех пор поливал он меня. При этом стало любопытно, а какую же версию предлагает Интернет.

Интернет голосом Википедии сообщил: «Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом». На другом сайте было сказано: «Никто на этот вопрос точно ответить не может, «науке это не известно». На третьем: «Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника».

С некоторых пор такие заявления служат для меня указанием на то, что с большой вероятностью корни надо искать в России. Если вопрос мутный, туманный, покрытый мраком, значит, отвечать на него как есть нельзя. Про роль русских в истории говорить правду мягко-мягко, но очень настойчиво не рекомендуют.

И у нас, в «Школе жизни» одна из статей утверждала, что гармонь — изобретение немецкое. Перенесу сюда свой ответ автору статьи на утверждение, что «первый инструмент, хоть как-то похожий на нашу гармошку, патентуется только в 1829 году. Автором его был органный мастер из Вены Кирилл Демиан».

И в наше время эта история повторяется: западная Америка в грош не ставит Америку восточную и тем более Европу, Европа — Россию, Россия — …, просто не читают, не цитируют, не воспринимают всерьез. То, что гармонь изобретена в Питере, ничуть не мешает Европе ее у себя запатентовать.

Когда в 1830 году И. Е. Сизов привез покупную гармонь из Германии, Тимофей Воронцов уже десять лет выпускал гармони в Туле на своей самоварной фабрике. Этому, надо понимать, предшествовало появление образцов гармоней, сделанных нашими Левшами. Когда мальчик 16-ти лет Кристиан Бушман впервые сделал «Mundaeoline», наши уже вовсю наяривали.

Но немцы не прочь лишний раз продемонстрировать свое превосходство, и изобретение уже изобретённого стало национальной гордостью. Что им какие-то китайцы с 3000-летним шэном и какие-то русские с полувековой гармонью? Кстати сказать, насчет шэна есть сомнения: Китай, похоже, лихо приписывал себе достижения северных соседей (я не о монголах говорю). Достоверно известно, что сам свободно колеблющийся язычок как изобретение был описан (!) питерским органным мастером Киршником в 1780 году, за четверть века до рождения Бушмана. В тульском архиве есть фабричные ведомости за 1848 год: фабрики Воронцова и Сизова стабильно выпускали по 10 000 гармоней в год, а ведь они были не единственными в стране. Могло бы так быть, если бы гармонь впервые появилась в Германии девятью годами раньше? Учтем, что Интернета и 3D-принтеров тогда не было.

Шэн устроен иначе, и сказать, что Киршник всего лишь следовал за китайцами, нельзя. А вот отделять его от России нужды нет. Да и заглянем чуть глубже. Елизавета Петровна, царствуя с 1741 года, приглашала мастеров, ученых и художников. Много и разных. В частности в Академию наук, которая в то время мощно пошла вперед в сравнении с научными центрами других стран. Атмосфера сложилась тому способствующая, это к вопросу о якобы залетном Киршнике, к моменту изобретения уже прожившему на Руси десять лет. Тогда же Кратценштейн, физик и медик, работая в Академии наук, придумал машину, которая говорила, это 1748 год. Он же основал «Новое музыкальное общество» — в 1768 году.

Проездом, говорите, мастера у нас были? Эксперименты со свободно качающимся язычком начаты в 70-х совместно с Киршником, который применил его в 1780 году в своем деле, сделав орган с язычками, и тот же язычок в тот же год говорил у Кратценштейна «папа» и «мама». Идею подхватил Фоглер, органист-композитор. С нею из Питера поехал в Варшаву, при этом Польша еще со времен Петра зависела от России, все время что-то выпрашивала, в Варшаве стоял наш гарнизон, что позволило Польше прийти в себя после междоусобиц.

1789 год, Фоглер заказывает ученику Киршника инструмент с 4 клавиатурами — оркестрион, с которым гастролирует по Европе. 1804 год — Метцель в Вене по образцу оркестриона делает свою пангармонику и едет с нею в Париж. Зауэр в Праге конструирует по тому же образцу несколько разных инструментов. И у всех свои названия. Эолин, виолин, элодикон, аэломелодион, аэррефон и прочие.

Хёккель в 1818-м в Вене изобретает фисгармонию — Дёбен в 1848-м в Париже свою версию патентует. Еще один случай, когда патент вторичен и на десятилетия запаздывает. 1835 — Якоб Александр строит фисгармонии со всасывающими мехами и везет их в Америку, там-то и появляется слово «гармониум». А в России еще с 80-х фабричным способом производят ручные фисгармони Митропольского, и называются они митрофонами.

У Моцарта и Бетховена, затем у Берлиоза и Глинки есть произведения для стеклянной гармоники. Использовалось свойство влажного стекла издавать мелодичный звук. Если по ободку хрустального фужера влажным пальцем проведете, то услышите. 1762 — год появления ее усовершенствованного варианта. В 80-х у этих гармоник появляется клавиатура. 1888 год — издается «Метод к гармонике» Мюллера, музыкальный учебник. А Кирилл Демьянов, который уехал в Вену как органный мастер (Киршник к нам, а Демьянов — к ним) и убрал лишние буковки из фамилии, отчего стал Cyril Demian или Dаmian, или Demiani, придумал аккордовое сопровождение в басах, несколько звуков одной кнопкой, с чего и пошли аккордеоны.

На названия я обращала повышенное внимание в ответ на такой аргумент, как название «гармонь» — не русского происхождения. То ли дело название самой распространенной гармони — «хромка». Создал ее Николай Иванович Белобородов. Хроматического звукоряда в ней, несмотря на название, нет, есть лишь три кнопки для нот с диезами. Белобородов в 11 лет увлекся игрой на гармони (неплохое увлечение, неправда ли?), собрал вокруг себя других любителей и со временем стал руководителем им же созданного и гастролировавшего по России оркестра хроматических гармоник.

В России же был создан и первый баян. Если у того инструмента, который сейчас называют аккордеоном, под правой рукой находится рояльная клавиатура, которая затрудняет перенос звучания выше и ниже, то кнопочный аккордеон, то есть баян, позволяет играть на любой высоте однажды выученным способом. Баян был создан в 1907 году в Петербурге конструктором Петром Егоровичем Стерлиговым по просьбе знаменитого в то время гармониста Якова Орланского-Титаренко.

История гармоней-аккордеонов не завершилась. Недавно, всего-то сорок лет назад, питерским (да, снова питерским) профессором Николаем Александровичем Кравцовым был изобретен новый тип клавиатуры для виртуозов. Справа — четыре ряда шестиугольных кнопок, которые позволяют аккордеонистам соперничать с баянистами. Слева — зеркальное отражение правой клавиатуры с таким скосом, что можно использовать большой палец, чего раньше не было. Эти аккордеоны выпускает белорусская фабрика Zonta (в городе Молодечно), и встречены они с немалым сопротивлением. Клавиатуру обозвали «макакой», и «язычники» (играющие на язычковых инструментах) обходят инструмент молчанием, не признавая его достоинства уже почти полстолетия.

Тем временем китайцы старательно учатся у профессора и, по-видимому, намерены выбросить на рынок сравнительно дешевую версию этого аккордеона. Да и Европа может внести небольшое усовершенствование и изобретение Кравцова запатентовать как свое, это будет пренеприятнейшим сюрпризом.

А ведь истории свойственно повторяться.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: