Как квартет THE FOUR TOPS записал два хита - о светлой и тёмной стороне любви?
В 1953 году на одной из вечеринок в городе Детройт встретились четверо чернокожих старшеклассников — Леви Стаббс, Абдул Факир, Риналдо Бенсон и Лоренс Пэйтон. В порядке импровизации парни решили спеть и осознали, что из них получился неплохой вокальный квартет.
Свой квартет они назвали не очень скромно — THE FOUR TOPS — «Четыре вершины». Правда, чтобы достигнуть реальных вершин в музыке, им пришлось ждать более10 лет. Лишь после многочисленных выступлений и гастролей квартет приметил знаменитый лейбл «Маутаун», подаривший миру таких знаменитых чернокожих исполнителей, как Стиви Уандер, Дайана Росс, пятёрка Джексонов…
Главными источниками хитов для FOUR TOPS стала авторская спайка из Ламонта Дозье и братьев Брайан и Эдди Холландов. Первая же песня, написанная для новичков — «Baby I Need Your Loving», в 1964 году стала № 11 в США. А спустя год у FOUR TOPS появился свой первый хит № 1 — «I Can’t Help Myself (Sugar Pie, Honey Bunch)». Правда, Леви Стаббсу эта песня никогда не нравилась — он считал её текст слишком приторным и банальным. Полностью разделяя мнение Стаббса, сразу перейду к двум более заслуживающим внимания композициям.
В 1966 году то же авторское трио Холланды-Дозье написали для FOUR TOPS их будущую «визитную карточку» — песню «Reach Out I’ll Be There» («Протяни руку, и я приду»).
Песня была прекрасна во всех отношениях. У неё был неглупый вдохновляющий текст в духе «Когда тебе будет совсем плохо, только протяни руку, посмотри в мою сторону, и я приду к тебе на помощь, укрою тебя от невзгод своей любовью». Ну, а музыкальное воплощение и исполнение были вообще выше всяких похвал. Экспериментальный дух 1960-х не обошёл стороною и «чёрную» музыку. «Reach Out I’ll Be There» вышла мелодически разнообразной и очень насыщенной — этакий соул в симфонической упаковке. Почти академическое вступление струнных и флейты переходило в ритмичный кричащий куплет, и всё разрешалось в припеве оптимистичным хором.
Что касается вокала, то продюсеры «Маутаун» добились нужного эффекта благодаря нескольким нововведениям. Во-первых, они сразу решили, что основным голосом квартета будет Леви Стаббс, а остальные участники будут на подпевках. Судя по всему, никто на это «неравенство» не обиделся — ведь FOUR TOPS просуществовал в неизменном составе вплоть до смерти Лоренса Пэйтона в 1997 году. Ещё одной «фишкой» квартета было то, что ведущим голосом стал баритон, а не тенор, как в других вокальных квартетах.
И, наконец, самым интересным было то, что для баритона Стаббса музыку писали в… самой высокой из возможных тональностей, чтобы вокалист пел на пределе своих возможностей. По мнению продюсеров, это придавало голосу необходимую напряжённость и надрыв «евангелического проповедника». Кроме того Холландам и Дозье очень хотелось, чтобы манера пения походила на Боба Дилана — конкретно на его выкрики в «Like A Rolling Stone». Недаром именитый продюсер Филл Спектор скажет, что «Reach Out I’ll Be There» звучит, как «чёрный Дилан».
Абдул Факир: «Леви жаловался, но мы знали, что он любил песню. Каждый раз, когда казалось, что он уже достиг предельной высоты, он пел ещё выше, пока в его голосе не проступали слёзы».
Нельзя не отметить прекрасную игру инструментальной группы THE FUNK BROTHERS и бэк-вокал женской группы THE ANDANTES, призванный оттенять мужские голоса.
Слушатели оценили песню по достоинству: «Reach Out…» уверенно возглавила хит-парады США и Британии.
Решив, что грех не использовать ту же «формулу» ещё раз, Холланды и Дозье в следующем году написали для FOUR TOPS ещё один хит — «Standing in the Shadows of Love» («Стоя в тени любви»), который не зря называли «тёмной» версией «Reach Out…». Если предыдущая песня была гимном надежды, эта смотрела на любовь не так оптимистично. Один из критиков даже сравнил настроение песни с ожиданием «наковальни, которая вот-вот упадёт на мультяшного койота».
Стоя в тени любви, Я готовлюсь к страданиям, которые вот-вот наступят… Стараюсь изо всех сил, чтобы подготовить сердце к будущей боли…
Критики хорошо оценили песню, хотя и указывали на то, что музыкально — это немного переделанная «Reach Out…» (действительно, мелодии куплетов практически аналогичны). Тем не менее песня заняла 6-е место в США и впоследствии стала одной из самых узнаваемых мелодий лейбла «Маутаун».
«Standing…» впоследствии исполняли JACKSON 5, а «Reach Out…» в 1974 году с успехом перепела Глория Гейнор. У Глории песня стала частью первого в истории нон-стоп-диско-микса (три песни, скленные в одну 20-минутную).
P. S.: Сами песни вы можете послушать в 1-м комментарии к этой статье.