Роуз Хартвелл, «Угловое окно ломбарда». Что в ломбарде можно купить?
Роуз Хартвелл (1861−1917) — американская художница. Родилась и училась в штате Юта (США), первыми ее учителями были хорошо известные в Юте художники Джеймс Тейлор Хартвуд и Джон Виллард Клаусон. С их благословением и поддержкой она поехала в Париж, поступила в Академию Жулиана, передовое в то время художественное учебное заведение, куда принимали и женщин.
После восемнадцати месяцев путешествия по Италии она впервые участвовала в парижском Салоне в 1903 году.
В музее искусств Brigham Young University, который располагается в ее родном штате, собрано около пятидесяти ее работ: портреты, пейзажи, бытовые сценки. В основном это картины допарижского периода. Одна из таких картин — «Угловое окно ломбарда».
…Зимний день, за окном лежит снег, довольно сильный мороз (на стекле — небольшая наледь, на улице минус 25−30 градусов). Солнце едва пробивается сквозь облака.
Ломбард в бедняцком квартале: видны невнятные очертания домов совершенно невыразительной архитектуры.
Дела идут, скажем прямо, плоховато. Кто идет в ломбард? Люди, у которых от прежних времен остались какие-то вещи. Идут от нужды: нет работы, нет денег. Иногда закладывают: берут деньги в надежде через какое-то время выкупить вещь. Иногда сдают на комиссию: если продается — хозяин вещи получает часть продажной цены, часть (20−30%) получает хозяин ломбарда. Иногда предлагают владельцу ломбарда купить вещь. В этом случае цена покупки — половина от цены на витрине.
Вот это «богатство» выставил на обозрение хозяин ломбарда. Витая золотая цепь когда-то украшала чью-то шейку. Серебряные часы — большие, тяжелые — скорее всего покоились в кармане жилетки делового человека средней руки. Рядом — большой медальон на цепочке, в былые времена он украшал чей-то внушительный бюст. И самый ценный экспонат из часового семейства — золотые часы с откидной крышкой, отблеск прошлого благополучия.
На подоконнике — большая индийская ваза. Возможно, ее привезли из Индии, она украшала большой дом, а сейчас ждет заезжего покупателя. Рядом с вазой — россыпь недорогих монет. Одна из них — с центральным отверстием, приехала или из Китая, или из Японии. Из кожаного футляра выглядывает театральный бинокль — след интеллигентной жизни в большом городе. Продается за ненадобностью: и театра нет, а если бы и был — не на что купить билет. Будет кому-то игрушкой. Красное коралловое ожерелье, лорнет, металлическая солонка с интересным рисунком, простенькая стеклянная ваза, бронзовый подсвечник.
Красная бархатная коробочка выстлана белым атласом, она открыта, но что в ней — не видно, вероятно, ожерелье, может быть — серьги.
Ярким пятном выделяется громадная раковина наутилуса: кто-то привез из южных морей.
Подоконник узкий, часть экспонатов лежит на лавочке возле окна, часть стоит на столике. Еще три большие раковины (не такие интересные, как наутилус, но все-таки), горшок (видимо, несовременный), фаянсовый глазурованный кувшин с длинным горлом и рядом с ним — замысловатый предмет (похоже, что его родина — Китай).
Еще одно яркое пятно — затейливый фонарь, произведение местного умельца. Может быть, когда-то он освещал крыльцо, может быть, он — остаток театрального реквизита…
Бедная витрина, бедный ломбард, бедная жизнь…