Что известно о финском кинематографе?
20 ноября в Санкт-Петербурге в киноцентре «Аврора» при полном зале открылась XXVI Неделя кино Финляндии. Открыл Неделю фильм режиссера Доме Карукоски «Ворчун», запущенный в кинопрокат в 2014 году и до сих пор позиционирующийся как суперхит, «пользующийся оглушительным успехом» у финнов: почти 460 тысяч финнов посетили кинотеатры, что обоснованно составило рекорд по результатам всего года даже с учетом кассовых сборов в почти 4,5 млн евро.
Многие, увидевшие кинокартину, согласятся с тем, что замечательный фильм по силе и драматизму не уступает произведению Никиты Михалкова «Двенадцать» и другим. Лучшие фильмы финских кинематографистов в Петербурге показывают до 26 ноября 2015 года на двух площадках — «Аврора» и «Ленфильм».
Для того чтобы представить масштаб финского кинематографа, обратимся к фактам. Любителям точного счета и педантам-исследователям киноиндустрии Финляндии, возможно, полезными окажутся следующие статистические сведения: в 2014 году в прокат вышли 34 фильма, что в процентном отношении среди всех фильмов в прокате на территории страны составляет чуть больше, чем четвертую часть. В год более 7 миллионов человек (эта цифра больше всего населения страны) посещают кинотеатры Финляндии, обеспечивая кассовый сбор на уровне почти 72 млн евро. При средней цене за билет в 9,8 евро, в среднем каждый житель Финляндии хотя бы один раз в год позволяет себе удовольствие знакомства с новинками кинопроката. В стране ежегодно проходят семь кинофестивалей: три в Хельсинки, в Оулу, Тампере, Соданкюля и в Эспоо, причем пять из них — международные.
История создания финского кинематографа по-своему интересна.
С 1870 г. наблюдалось возрождение финской национальной культуры. Именно в это время появились шедевральные первые произведения Алексиса Киви, считающегося также основоположником национального театра Финляндии, и это подтверждается исторически: производство немых кинофильмов в конце XIX — начале ХХ века в стране Суоми росло быстрее, чем в России, а к началу 1914 г. по темпам развития кинематографа финны уступали лишь Франции, обгоняя в кинопрокате Россию и Швецию.
До 1895 г. финские фильмы напоминали зарисовки, минутные отрезки хроники из реальной жизни, их никто не воспринимал всерьез. Но 28 июня 1896 года приехавшие через Россию братья Люмьер — признанные популяризаторы синематографа, организовали первый показ «синема» на территории Финляндии, в отеле Seurahuone — это мероприятие было принято с фееричным успехом. Эта дата считается началом эпохи кино в Финляндии.
В 1904 г. уже появились первые серьезные работы. Кстати, один из первых фильмов поведал о том, что же действительно делают на переменках в школах финские дети. Примерно в то же время (1907) образовываются первые финские киноателье:
• Atelier Apollo (наиболее известна как «Аполло»). • Finlandia Film. • Lyyra Filmi. • Pohjoismaiden Biografi Komppania.
Наиболее преуспевало Аполло — как по качеству, так и по количеству фильмов, выпущенных в прокат. Первый финский художественный фильм «Самогонщики» (знаковое название для «первой ласточки»), или Salaviinanpolttajat по-фински, датирован именно 1907 годом.
Дальше успех финского кино в родной стране рос как снежный ком. Признанный исследователь Анти Аланен утверждает, что «когда в фильмах начали рассказываться финские истории и стали мелькать кадры родных финских пейзажей, успех не заставил себя ждать». Интересно, что в то время кинотеатры оснастили специальными сиденьями для полицейских. В этом месте у многих читателей может возникнуть справедливый вопрос — зачем?
Оказывается, не только дети с особенным воодушевлением посещали кинозалы на заре становления финского кинематографа; огромная популярность художественных фильмов, снятых талантливыми финскими мастерами Каарло Стольбергом, Оскаром Алоненом, Ю. Гренроосом и другими, подняла вопрос о безопасности на кинопоказах. Полицейские призваны были не только следить за тем, чтобы на спинках сидений не рисовали знаки «зорро», но и осуществляли цензуру фильмов, контролировали их «содержание». Отчасти для того, чтобы приемы преступников, показанные в кино, не перенимали на свой лад добропорядочные граждане с хуторов и весей.
Наряду с художественными выпускались и документальные кинофильмы. Как пример — фильм «Финляндия», о том, как сами финны видели себя со стороны. Показательно, что фильм состоял из нескольких частей-новелл, имеющих свои названия и соответствующих им: «Лес», «Хельсинки», «Спорт», «Сельское хозяйство», «Защита окружающей среды», «Пороги». Именно в такой последовательности. И именно в таких деталях — при наличии желания благого и непринужденного — можно понять финские заботы и предпочтения минувшего, да и нынешнего времени, поскольку кинематограф как элемент национальной культуры естественным образом во все времена отражал чаяния и заботы поколений. Присмотритесь к финскому зрителю и его предпочтениям сегодня, и вы поймете финна. Кинокартина «Финляндия» вызвала огромный интерес зрителей; впоследствии вышло еще 13 фильмов-клонов с тем же сюжетом и названием.
Темпы роста производства киноиндустрии можно отследить по следующим историческим событиям: в 1899 году в Финляндии открывается первый кинотеатр, а спустя 12 лет — в 1911 году — на территории страны было уже несколько «кинодворцов», наиболее известный из которых имел название «Максим».
В развитии финского кино важными реперными точками считаются периоды Первой мировой войны, революции 1917 года и падения царского (имперского) правления, «эпоха джаза — безумные двадцатые». В 1926 году финские кинематографисты замечены за освоением нового навыка — монтажа. Для подтверждения этого стоит посмотреть фильм «Турксиб», который и сегодня можно найти в финских музеях кино.
В 1930 году эпоха немого кино закончилась и сменилась временем «звукового кино». Она началась для финнов 13 апреля 1930 года показом американской кинокартины «Санни бой» (Sonny Boy). Кстати, через 80 лет — в 2011 году — вышла в прокат военная драма режиссера Марии Питерс с одноименным названием — история любви чернокожего уроженца Суринама и белой голландки, пришедшаяся на период перед Второй мировой войной в Европе. После Sonny Boy образца 1930 года первыми над звуковым кино в родной стране стали работать в Турку. В истории Финляндии никогда не было столь много музыки, как во время немого кино, когда каждый кинотеатр имел свой оркестр, численность которого порой доходила до 25 человек. Это время Я. Сибелиуса, время триумфального развития и распространения музыкальной культуры финнов.
В кино актеры в основном приходили из театров, в том числе из национального театра Финляндии и Шведского театра Хельсинки, быстро приспосабливались к новой манере игры, присущей кино. Это такие актеры, как Ойно Сойни (знаменит также тем, что был оперным певцом). Самые известные финские фильмы эпохи немого кино: Anna-Liisa («Анна-Лииса»), Noidan kirot («Проклятие ведьмы»), Pohjalaisia («Жители Остроботнии»), Suursalan haat («Свадьба в Суурсало»), Kosken laskijan morsian («Невеста сплавщика по реке»), Nummisuutarit («Деревенские башмачники»), Meren kasvojen edessa («Перед лицом моря»), Myrskyluodon kalastaja («Рыбак с острова Мюрскюлуото»). Был и фильм-фарс про национальную армию Meidan poikamme («Наш сын»), после которого поговорка о том, что финская армия «не умеет плавать, она марширует на животе», в то время приобрела большую популярность.
Из известных режиссеров того замечательного времени отмечу Карла фон Хаартмана (Karl von Haartman, наиболее известные фильмы производства Suomi Film 1929, 1930 гг.), Kале Каарна (1929), Эркки Кару (1924, 1925, 1927, 1929 — очень известный режиссер, кинокомпанию Suomi Film, возглавляемую им, называли просто «каро» или «кару», что в дословном переводе означает «никчемный», «бесполезный»), Anielka Elter, Teuvo Puro (1926, 1927, у режиссера латвийские корни), Вальдемар Волстрём (1930), Jalmari Lahdensuo (1925), комедийный режиссер Kunt Jager (1927).
Для российского зрителя и читателя может быть интересным то, что финский режиссер Валентин Ваала (Valentin Vaala), прославившийся заметными работами в 1929 и других годах, впервые в финской истории овладел «техникой быстрого киномонтажа» не хуже той, какая на то время была в американском Голливуде. Более того, Ваала — не кто иной, как известный русский режиссер Валентин Иванов (ударение в его фамилии финны зачем-то ставят на второй слог). Вот такие коллизии или миграции творческих деятелей.
А самый первый из наиболее известных финских фильмов, на который и теперь еще ссылаются знатоки, историки и критики, продемонстрировал режиссер Sven Bergvall в 1916 году. В кадре из фильма «Невеста сплавщика по реке» — брутальный мужчина, впечатляет, не правда ли?