Живое и мёртвое
Меня в последнее время стали довольно часто просить прокомментировать или оценить с точки зрения творческих достоинств то или иное произведение, картину, художника и тому подобное.
Я, со своей стороны, ухожу, по мере сил, от оценки труда моих коллег по цеху, поскольку каждый, кто тратит жизнь на чистое творчество, на извлечение истины, стремясь к идеалу, достоин всяческого уважения, и я не считаю себя в праве комментировать их труд.
Кого-то ругать или хвалить, нет уж, слуга покорный. Они сами себе цену знают, чего лишний раз нарываться.
Что до меня, то я поделюсь тем, что сам умею и вижу.
При контакте с живописью, с картинами для себя различаю и определяю главное, это произведение живое или мёртвое, пульсирует ли в нём живая «кровь» вдохновения и таланта автора, сотворившего этот образ, или нет.
Мне могут возразить, для одного зрителя произведение мертво, для другого живо и наоборот.
Нет, живое, это живое, а мёртвое это мёртвое! И, кто говорит на жизнь, это смерть, скорее сам живой покойник, или, ещё не разобрался.
Примеров можно привести очень много в разные исторические эпохи: это и приход импрессионистов, наши передвижники, нонконформисты и т. д., иными словами окончание застоя и нарастание жизни.
Человечество большее время своей жизни духовно мертво. И, время от времени, приходят художники, в самом широком смысле слова, чтобы остальные люди ожили. Потом всё опять затягивается «бурой тиной», до нового осуществления, до нового появления «Прометеев», осуществляющих план Бога в отношении нас смертных.
Миссия настоящих художников возвышенна и благородна, при жизни, как правило, никаких благ, кроме ругани, непонимания и травли.
Мастерам на это давно наплевать!
Сейчас появилось великое множество самодеятельных живописцев, поэтов и писателей.
Это говорит о духовном голоде общества, с которым не справляются ни СМИ, ни «профессионалы» советского времени, ни, образ шестидесятников, ни концептуалисты, ни шоу разных стран привитых на нашей земле.
О великой отечественной и зарубежной классике пока речи нет, она невостребована, это будущее.
Всех «новейших гениев» пригрел Интернет, у кого он есть. Но закон для всех один, будь то реальная жизнь или виртуальная, если ты творчески и профессионально слаб, дело твоё «табак», наглость здесь не поможет.
Этих ребят я оценивать не возьмусь, пусть не обижаются. Им самим, и только самим, необходимо разобраться в себе и в своей работе, учится сравнивать и понимать.
Время всё поставит на своё место, но будет жаль, если столько лет потрачено «псу под хвост»!
Пытаться понять величие другого мастера, пойти в ученики, чтобы затем преодолеть поставленную планку творчества, вот это я понимаю, дело.
Нынешняя тенденция незрелых авторов следовать, просто копировать компьютерную графику вызывает сочувствие и жалость. По-моему, это новомодная болезнь, рождённая технической «революцией» и только.
Но, верю, пройдя этот мёртвый путь, творящему захочется большего, а именно жизни живой, во всех её проявлениях, особенно в творчестве.
Смотрите! Ныне мир, как будто покропили мёртвой водой, такое впечатление складывается сегодня.
Но не страшно, это, как в русских сказках, сначала мёртвой водой, для обретения плоти, затем живой, и мир продолжается.
По-моему, происходит обретение духовной плоти для творчества и новых воплощений. Сказка воистину становится былью!
Но, что делать художнику, если он прошел уже этот путь, и для него открыта жизнь живая, он видит и выражает её через своё творчество, а вокруг «зомби» непонимающие.
Вот такой братцы его крест! Так, что если пока не понимаете, то лучше помолчите, придёт время и вы обретёте от трудов его.
Сегодня многие картины похожи на хорошо убранный, украшенный и раскрашенный труп, готовый к погребению. Всё закончено к последнему действию, всё предсказуемо.
В живой же картине предсказуемого не может быть, ведь и в жизни не знаешь, что будет через мгновенье.
Так в подлинном искусстве нельзя говорить о законченном и свершившимся, но только
возможно ощутить полёт творческого гения автора делающего произведение не доступным времени! И это на все времена!
Жизнь всегда индивидуальна, смерть же, безлика, но масштабна. Именно на масштабности смерти базируется нынешняя массовая «культура», и прочая ей подобная чехарда.
Надо понимать, что жизнь на картине, не есть жизнь вокруг нас, но жизнь лучшая, по индивидуальному мнению автора. Хотите, верьте, хотите, нет.
Хочу сказать, вот ещё о чём. Древние греки говорили, «когда мы были беднее красками, мы были богаче искусством». По-моему, и это на все времена!
Ныне, когда «надстройка», в виде несчётного количества художественных материалов, экранов, мерцающих на все лады, кино и фото, обещающие лёгкое потребление, кажется, погребла под собой последние ростки человеческого индивидуализма, художнику в противовес просто необходимо ограничивать себя во всём, кроме творчества. Это единственный путь к совершенству, к сохранению собственной неповторимой личности.
Своё слово можно сказать, работая на идеал, почти не замечая при этом себя, перемешивая на палитре не краски, а саму природу вещей и явлений, создавая свой неповторимый мир, становясь соратником Бога!
Говорят, ему понадобился только один материал для сотворения мира!
Нынешнее время экранных, гламурных «академий», только узы на ногах художника, если он это замечает.
И, последнее, к зрителям. Всем настоятельно рекомендую ходить в музеи и на выставки, а также в мастерские художников, где воочию создаются новые миры полные жизни и надежды, на которые не грех и взглянуть.
Художник - архитектор Андрей Киргизов, член ТСХР, автор течения "Новейший романтизм", автор герба и флага района "Арбат" в Москве. Сайт: http://www.kirgizov.by.ru