История благотворительности в России
Традиции благотворительной деятельности в нашей стране были заложены еще в Киевской Руси, когда церкви и монастыри призревали обездоленных. А в 17 веке стали закладываться государственные основы социального обеспечения таких людей. Так, в соответствии с царским указом, за счет казны возводились дома призрения и богадельни для детей бедняков, выделялись средства и на пособия, пенсии, земельные наделы. В 1682 году был принят «Приговор» церковного Собора о призрении больных и нищих, в 1701 году Петр I подписал «Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богадельни нищих, больных и престарелых», в 1712 - «Об учреждении во всех Губерниях гошпиталей». Благодаря этим документам системы социальной защиты детей, бедняков и престарелых, хоть медленно, но выстраивалась.
Важное значение для становления благотворительности в России имела… Лютеранская Церковь, в ведении которой находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные структуры. Впоследствии большую роль в развитие благотворительной деятельности сыграла Екатерина II, создавшая дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин. А в 1775 году впервые в Росси на государственном уровне губернские органы управления стали обязаны организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для умалишенных, работные смирительные дома. Это был решительный шаг государства в благотворительной деятельности, и поначалу эти заведения финансировались за сет казны, только потом было принят закон об отчислении на содержание учреждений определенной части доходов из городского бюджета.
Частные лица, города, селения и общества также имели право открывать по собственной инициативе дома призрения, и вот в 1797 Павел I назначил свою супругу Марию Федоровну руководителем всех социальных учреждений. Начался новый этап в истории благотворительной деятельности.
Весь 19 век стал временем бурного развития благотворительности в России. Например, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, основанное в 1846 году по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало к помощи обездоленным как волонтеров, так и спонсоров. Во второй половине 19 века существенно расширилась практика меценатства и благотворительности. Благотворительные фонды объединяли вокруг себя все больше волонтеров и благотворителей: и по месту жительства, и по уровню образования, и по виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Появились воскресные народные школы с бесплатным обучением и безвозмездным трудом учителей – их основатели были убеждены, что причины бедности народа кроятся в его невежестве. Так, благотворительная деятельность сводилась к просвещению.
Немаловажное для характеристики существовавшей благотворительной системы имеет значение того факта, что до 1912 года государственные пенсии в России начислялись исключительно военнослужащим и чиновникам. Однако страховой закон обязал выплачивать пенсии 2,5 млн. рабочим и служащим фабрично-заводской и горной промышленности.
Забота о бедняках, инвалидах и сиротах также имеет свою историю. В 1682 году были открыты две богадельни для инвалидах, к концу века их число перевалило за 10, а в 1718 году таких учреждений стало 90 (в том числе и Матросская Тишина на Яузе). Граф Шереметев основал Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (сегодня это Институт скорой помощи им. Склифосовского). При Александре I французский доктор Гаюи основал первый в России институт для слепых, а после Отечественной войны 1812 года появилась газета «Русский инвалид», создаваемая для ветеранов и выпускавшаяся вплоть до Октябрьской революции. Во время Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войн зарождались первые общины сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов стояли у истоков этого движения, которое впоследствии присоединилось к Обществу Красного Креста.
После Революции благотворительная деятельность смогла возродиться далеко не сразу. Государство брало на себя полную ответственность за решение всех социальных проблем, поэтому теоретически необходимость в благотворительности исчезла. Фактически она только усилилась.
Только в годы ВОВ возродились традиции добровольных пожертвований, которые шли и на нужды обороны, и на обеспечение обездоленных (правда, пожертвования поступали на государственные счета, что объяснялось всего лишь топорной, примитивной системой благотворительной деятельности). Лишь во времена перестройки у граждан появилась возможность инициативно участвовать в социальной взаимопомощи. И это было средство формирования гражданского общества, а вовсе не средство облегчения работы государственного бюджета. Были созданы фонды, имеющие право назвать себя полноценными благотворительными организациями.
Сегодня большинство благотворительных организаций в России объединены СБОРом. Также в России функционируют более 70 крупных иностранных благотворительных учреждений.
Важное значение для становления благотворительности в России имела… Лютеранская Церковь, в ведении которой находились первоклассные учебные заведения, больницы, дома престарелых, культурные и образовательные структуры. Впоследствии большую роль в развитие благотворительной деятельности сыграла Екатерина II, создавшая дома призрения для бедных в Гатчине, богадельни для питомцев Воспитательного дома, повивальный институт с родильным отделением для неимущих женщин. А в 1775 году впервые в Росси на государственном уровне губернские органы управления стали обязаны организовывать и содержать народные школы, сиротские дома, больницы, аптеки, богадельни, дома для неизлечимо больных, для умалишенных, работные смирительные дома. Это был решительный шаг государства в благотворительной деятельности, и поначалу эти заведения финансировались за сет казны, только потом было принят закон об отчислении на содержание учреждений определенной части доходов из городского бюджета.
Частные лица, города, селения и общества также имели право открывать по собственной инициативе дома призрения, и вот в 1797 Павел I назначил свою супругу Марию Федоровну руководителем всех социальных учреждений. Начался новый этап в истории благотворительной деятельности.
Весь 19 век стал временем бурного развития благотворительности в России. Например, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, основанное в 1846 году по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало к помощи обездоленным как волонтеров, так и спонсоров. Во второй половине 19 века существенно расширилась практика меценатства и благотворительности. Благотворительные фонды объединяли вокруг себя все больше волонтеров и благотворителей: и по месту жительства, и по уровню образования, и по виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Появились воскресные народные школы с бесплатным обучением и безвозмездным трудом учителей – их основатели были убеждены, что причины бедности народа кроятся в его невежестве. Так, благотворительная деятельность сводилась к просвещению.
Немаловажное для характеристики существовавшей благотворительной системы имеет значение того факта, что до 1912 года государственные пенсии в России начислялись исключительно военнослужащим и чиновникам. Однако страховой закон обязал выплачивать пенсии 2,5 млн. рабочим и служащим фабрично-заводской и горной промышленности.
Забота о бедняках, инвалидах и сиротах также имеет свою историю. В 1682 году были открыты две богадельни для инвалидах, к концу века их число перевалило за 10, а в 1718 году таких учреждений стало 90 (в том числе и Матросская Тишина на Яузе). Граф Шереметев основал Странноприимный дом с больницей для сирых и убогих (сегодня это Институт скорой помощи им. Склифосовского). При Александре I французский доктор Гаюи основал первый в России институт для слепых, а после Отечественной войны 1812 года появилась газета «Русский инвалид», создаваемая для ветеранов и выпускавшаяся вплоть до Октябрьской революции. Во время Крымской, Русско-Турецкой и Русско-Японской войн зарождались первые общины сестер милосердия. Великая княгиня Елена Павловна и знаменитый хирург Пирогов стояли у истоков этого движения, которое впоследствии присоединилось к Обществу Красного Креста.
После Революции благотворительная деятельность смогла возродиться далеко не сразу. Государство брало на себя полную ответственность за решение всех социальных проблем, поэтому теоретически необходимость в благотворительности исчезла. Фактически она только усилилась.
Только в годы ВОВ возродились традиции добровольных пожертвований, которые шли и на нужды обороны, и на обеспечение обездоленных (правда, пожертвования поступали на государственные счета, что объяснялось всего лишь топорной, примитивной системой благотворительной деятельности). Лишь во времена перестройки у граждан появилась возможность инициативно участвовать в социальной взаимопомощи. И это было средство формирования гражданского общества, а вовсе не средство облегчения работы государственного бюджета. Были созданы фонды, имеющие право назвать себя полноценными благотворительными организациями.
Сегодня большинство благотворительных организаций в России объединены СБОРом. Также в России функционируют более 70 крупных иностранных благотворительных учреждений.
Отзывы и комментарии